Патанджали в «Йога сутре» 1.30 упоминает не менее, чем о девяти препятствиях (антарайя), могущих возникнуть в процессе изучения или практики йоги: «… болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, леность, рассеяние, ложное видение, отсутствие достижений на стадиях йоги и нестабильность ….» . Эти препятствия отвлекают сознание практикующего, замедляют или даже сводят на нет йогический процесс. Все перечисленное можно понять как самостоятельно навлечённые на себя ограничения. Патанджали описывает девять препятствий как читта-викшепа или отвлекающие сознание. Они рассеивают ментальную сосредоточенность йогина и препятствуют его усилиям выработать направленность на практику йоги. 1. Виадхи – болезнь. Виадхи переводится, как расстройство, болезнь, заболевание, тошнота. Эта утрата естественного баланса и здоровья тела. Данное нездоровье происходит по вине самого практикующего. Равновесие нашего тела – равновесие тканей, из которых оно состоит. Всё съеденное и выпитое питает эти ткани. Корень возникновения болезни – неправильное питание и распорядок жизни. 2. Стиана – апатия. Имеется ввиду умственная апатия, как нежелание и неспособность к действию. Даже имея мысленное стремление к практике, леность влечёт неспособность к действию. Это сорт ментальной и физической инерции, из-за которого действие откладывается. 3. Самшайя – сомнение. С древних времён сомнение считалось одним из главнейших препятствий к духовной реализации. Сомнение приходит к человеку, которому не хватает веры. Его влияние опустошает и неизбежно ведёт к саморазрушению. 4. Прамада – невнимательность. Путь йоги зависит от полноты мысли. Небрежность или невнимательность задерживают движение по нему. Это также может рассматриваться как отсутствие упорства и настойчивости. 5. Аласия – леность. Если стиана это ментальная апатия, то аласия – леность, вызванная физической тяжестью (например, от переедания). Это недостаток усилий из-за тяжести тела и мысли, который появляется из-за преобладания флегмы и тамаса, природного принципа инертности. 6. Авирати – рассеяние. Также переводится как мирская суетность и алчность мысли в форме привязанности к вещам. «Когда человек созерцает объекты, возникает привязанность. Из привязанности проистекает желание, а желание ведёт к гневу. Из гнева возникает смятение, из смятения – недостаток памяти. Недостаток памяти разрушает мудрость. Из-за потери мудрости человек гибнет» Бхагаватгита (2.62-63). «Плывите среди объектов чувств с контролируемыми мыслями и чувствами» Бхагаватгита (2.64). 7. Бхранти-даршана - ложное видение. Ложное видение несёт за собой преждевременное ощущение уверенности. Если практикующий на определённом отрезки пути считает, что его достижения достаточны, он автоматически прекращает расти духовно. 8. Алабдха-бхумикатва - отсутствие достижений на стадиях. Практика йоги основана только на постоянном развитии. В ней не должно быть перерывов и пробуксовок. 9. Анавастхитатва – нестабильность. Если трудно достичь той или иной стадии йоги, то ещё труднее стабильно оставаться на ней. Чем выше уровень, тем больше энергии и сосредоточенности требуется, чтобы подняться и удержаться на нём. Патанджали в Йога сутре 1.31 дополняет вышеприведённые препятствия ещё четырьмя, называя их порождением предыдущих девяти: «…боль, депрессия, дрожание членов, неправильное вдыхание и выдыхание - вот сопутствующие симптомы рассеянности…». 1. Дукха – боль. Йога предназначена помочь практикующему подняться над болью. Однако, становясь жертвой любого из препятствий, испытываемые страдания не только не ослабевают, но и увеличиваются. Это проявляется и на физическом и на ментальном планах. Боль и страдание выражаются тремя видами: причинённое самим себе, причинённое другими людьми и причинённое кармой и силами природы. 2. Даурманасия – депрессия. При встрече с препятствиями и неудачами практикующему трудно выработать положительное отношение к данной ситуации. Часто приходит обескураженность, ведущая к эмоциональному срыву. 3. Ангам-эджайятва – дрожание членов. Дрожание членов является внешним проявлением ментального возбуждения. 4. Шваса-прашваса – неправильный вдох и выдох. Это нерегулярность, прерывистость дыхания, наступающая при ментальном перевозбуждении. Йога указывает на три основных препятствия в обыденной жизни, являющихся первопричинами ограничения людского сознания. Часто их называют «тремя ядами» или «тремя порками»: 1. Моха – невежество 2. Кродха – гнев 3. Лобха – жадность Из них вытекают «четыре страсти»: 1. Мана – гордость 2. Майя – лживость 3. Рага – приверженность, привязанность 4. Кродха - враждебность Все названные пороки проистекают из духовного невежества, главного корня всех бед. По невежеству мы мыслим себя независимыми личностями, рассматриваем себя отдельно от всего остального, тянемся, чтобы присвоить себе всё больше и больше из мира, от которого искусственно отделили себя. Именно это действие или попытки «ухватить» и определяются, как «жадность». В первоисточниках жадность часто рассматривается, как основное препятствие. Человеческое сознание направлено на достижение объектов через чувства, поэтому йога призывает, в первую очередь, к контролю над мыслями и чувствами. Жадность – явление неразвитой души, пребывающей под чарами условных связей и не взявшей контроль над собственным воплощением. Свобода от жадности происходит из практики апариграхи (не стяжательство), основанной на понимании того, что мы по природе своей цельны и не нуждаемся ни в чём для собственного совершенства. |