Йога наполнена символикой. Для западных студентов это представляет особую трудность, поскольку значение йогических символов редко бывает очевидным. Можно выделить два вида символизма: спонтанный (естественный) и искусственный. Оба берут своё начало в высшей мысли (буддхи). Низшая мысль является логической и буквальной, тогда как высшая – сверхлогичная и метафорическая. Буддхи – орган мудрости, хранилище глубоких символов и архетипов. Наиболее раннее проявление спонтанного символизма представлено в гимнах «Ригведы». Она является книгой эзотерических символов, почти духовных формул. Но истина скрыта за искусно сплетённой маской, постичь её можно только иррациональностью мышления. Вот несколько примеров: Сурья – это не только видимое материальное солнце, но и психологически-духовный принцип внутреннего сияния. Агни – это не просто физический огонь, пожирающий свою жертву, но и духовный принцип очищающей трансформации. Праджанья означает не только дождь, но и внутреннее орошение милостью. Сома – это не просто варево, которое жрец льёт в огонь, но и магическая внутренняя субстанция, преобразующая тело и мысль. Богатство, о котором молят многие гимны, не просто материальный достаток, но и духовные сокровища. Коровы, снова и снова упоминаемые в гимнах, не просто животные, а духовный свет. Митхуна – это не просто спаривание и совокупление физических тел, а символическое соединение Неба и Земли, воды и огня, дня и ночи и т.п. Эпос «Махабхарата» не просто описанная жизнь поколений правителей Индии, а яркий пример моральной, психологической битвы добрых и злых сил как вне, так и внутри человеческой души. Эпос поднимает идеалы дхармы или моральных достоинств. Эпос «Рамаяна» не просто рассказ о жизни царевича Рамы, но драма, поднимающая вековые идеалы правдивости и верности. «Бхагавата Пураны» описывают, как богочеловек Кришна играет на магической флейте и очаровывает всех пастушек, которые влюбляются в него и совершенно забывают о себе в его обществе – символ человеческой души, стремящейся к первичной Реальности. Игра (лила) Кришны – это лишь описание игривой динамики, встречающейся на пути йоги, между учеником и гуру. Там же описывается разрушающий мир танец Шивы - ещё один мощный символ йоги. Танец разрушает все мысленные ткани, которыми мы заключаем себя в тюрьму из-за непрерывной кармической деятельности. Шива в форме Натараджа, Владыка Танца, - разрушитель наших иллюзий и заблуждений. Он – та внутренняя сила, разрушающая наши старательно созданные концепции мира, благодаря чему мы начинаем видеть реальность такой, как она есть. Словарный перевод слова Хатха – просто «сила» или «мощь». Однако сочетание двух слогов ХА и ТХА символизирует Солнце и Луну. Конкретно они относятся к нашим внутренним светилам: солнечной энергии, текущей по правому энергетическому каналу Пингала нади, и лунной энергии, текущей по левому энергетическому каналу Ида нади. |