русский english

Международная федерация йоги ПАТАНДЖАЛИ
видео-ролик
Ганга
 

 

У божественного Химавана, горного царя Гималаев, было две дочари – старшая, Ганга, и младшая, Ума (Парвати). Теперь им, как богиням, поклоняются все индуисты.
 
Боги обратились к Химавану с просьбой отдать им Гангу, чтобы обеспечить себе вечное процветание. Пожертвовав старшую дочь небожителям, Химаван тем самым облагодетельствовал сразу три мира и снискал себе милость богов.
Младшая дочь, Ума, долгие годы предавалась суровой аскезе и самоотречению. Она полностью погрузилась в жизнь духа, отказавшись от всех мирских и телесных привязанностей. Химаван, однако, желал, чтобы дочь его вернулась к обычной мирской жизни, и искал для неё подходящего мужа. Несмотря на упорные подвиги, долгое время он не мог подобрать для неё достойную пару. В конце концов Рудра (Шива) стал её мужем и младшая сестра, Ума (Парвати) также почитаема во всех трёх мирах, как и её старшая сестра, Ганга.
 
Гангу же боги вознесли в свою небесную обитель. Часть её низверглась на Землю, и с тех пор Ганга разделилась на три потока – небесный, земной и подземный.
 
Вот как это произошло...
 
В давние времена владыкой Айодхьи (восточная часть штата Уттар Прадеш в окрестностях современного города Файзабада) был император Сагара. Он был благородным и справедливым правителем. Вся его жизнь была подчинена законам Дхармы (морали). Его женой была Кешини, дочь царя Видарбхи.
По-прошествие долгих лет праведной супружеской жизнь Господь так и не благословил их потомством и, с согласия Кешини, император женился во второй раз.
Его женой стала Суматхи, дочь царя Аристанеми. Однако детей всё не было, и Сагара решил посвятить остаток лет покаянию и служению Богу. Вместе со своими жёнами он поселился в лесу, на берегу реки, недалеко от обители святого мудреца Бхригу.
 
Там они прожили несколько лет, соблюдая суровые законы отшельнической жизни. Однажны мудрец Бхригу внезапно предстал перед Сагарой и произнёс: «Довольно мучить свою плоть. Своей праведностью ты заслужил славу и обретёшь известность во всём мире. У тебя родятся сыновья!»
 
Жёны царя упали ниц к ногам мудреца, обливаясь слезами радости.
Бхригу спросил старшую жену, Кешини: «Царица, каково будет твоё желание, иметь одного-единственного сына, который продолжил бы царский род, или множество сыновей, наделённых невиданной храбростью и силой, о которых узнает весь мир?».
Кешини ответила, что ей достаточно и одного сына.
Мудрец благословил её.
Затем Бхригу обратился с тем же вопросом к Суматхи и она пожелала иметь множество сыновей.
Мудрец пообещал исполнить и её желание.
 
Вскоре Сагара в сопровождении обеих жён вернулся в столицу. Через несколько месяцев у Кешини родился один мальчик, Ашваманья, а у Суматхи – множество сыновей.
 
Прошло время и царские сыновья достигли совершеннолетия, Сагара подобрал им достойных невест, были сыграны пышные свадьбы.
 
Но Ашваманья, единственный сын старшей царицы Кешини, приобрёл репутацию жестокого и отпетого негодяя, принося безмерные страдания жителям Айодхьи. Услышав об этом, Сагара немедленно отправил сына в лес на вечное изгнание.
 
К тому времени у Ашваманьи уже родился ребенок, и он был вынужден покинуть столицу, жену и сына. Шли годы и сын Ашваманьи, Амсуманта, вырос благородным, отважным и добросердечным юношей.
 
Между тем Сагара задумал совершить великое жертвоприношение коня – Ашвамедху ягу (В коне воплощены свойства и атрибуты Праджапати, прародителя всех живых существ.
После подготовительных ритуалов, коня отпускали пастись на воле в сопровождение военного отряда. Согласно предписаниям, конь, прежде чем предстать пред жертвенным алтарём, должен был совершить «круг почёта» по всей стране. Через год совершалось жертвоприношение). 
Чтобы предотвратить любую попытку помешать свободному перемещению коня, Амсуманта во главе вооружённого войска сопровождал коня на протяжение всего путешествия. Всё шло своим чередом, через год конь вернулся к месту проведения ритуала, церемония набирала ход, но, когда коня надлежало привести к алтарю, обнаружилось, что жертвенный конь исчез!
Потеря жертвенного животного в самый ответственный момент ритуала влекла за собой нескончаемые бедствия всем участникам яджны.
 
Император Сагара был вне себя от огорчения. Он приказал сыновьям царицы Суматхи отправиться на поиски коня. Они потратили на поиски множество времени и сил, и однажды наткнулись на хижину отшельника, сидящего тут же под деревом в глубокой медитации. Конь мирно пасся рядом.
Братьями одновременно овладел буйный восторг, что они нашли коня, но тут же к нему присоединился сильный гнев, стоило их взгляду упасть на отшельника. Они закричали прямо в ухо отшельника: «Подлый злодей! Ты украл и спрятал нашего коня!»
Мудрец Капила, открыл глаза и увидел сыновей императора Сагары, окруживших его плотным кольцом, грязно ругающихся и готовых в любой момент расправиться с ним. Капила понял, что слова и разумные доводы уже бесполезны и не подходят для борьбы с негодяями, потерявшими всякий стыд. Силой своего взгляда, силой внутреннего огня йоги он в один миг превратил вех сыновей Сагары в пепел!
 
Тем временем, император Сагара послал своего внука, Амсуманту на поиски своих сыновей. Амсуманта напал на их след и, к своему горю, увидел, что от отряда осталась лишь груда пепла. Стремясь освободить души умерших и как можно скорее совершить похоронный обряд, Амсуманта бросился искать любой источник воды, необходимой для очистительного ритуала.
Вдруг на его пути появился почтенный старец и произнёс: «Чтобы освободить своих родичей и дать их душам покой, ты не должен довольствоваться обыкновенной земной водой. Тебе потребуется святая вода небесной Ганги. Сделай так, чтобы божественный поток спустился на землю и унёс своим течением пепел сыновей Сагары. Только тогда снимется проклятие мудреца Карилы и их души обретут покой». 
 
Амсуманта поблагодарил святого старца, нашёл жертвенного коня, вернул его императору, и великое жертвоприношение было благополучно завершено. Затем Амсуманта в подробностях поведал Сагаре о том, какая судьба постигла его сыновей.
Он рассказал ему о том, что необходимо направить в земное русло воды небесной Ганги, чтобы вернуть покой душам своих родичей.
 
Сагара вновь отошёл от мирских дел и принял суровые обеты аскетизма, дабы умилостивить Гангу бесчисленными церемониями и специальными ритуалами. Но до конца его дней ему так и не удалось развернуть на землю небесный поток.
 
Амсуманта был коронован на царство. Он был безупречным правителем и заботился о своих подданных и стране. Достигнув преклонного возраста, он передал престол сыну Делипе, а сам удалился в Гималаи и продолжил дело Сагары, пытаясь умилостивить небесную Гангу.
Но его заветное желание также не исполнилось, и он передал этот долг своему сыну Делипе.
 
Делипа, в свою очередь, оставил трон, передав полномочия собственному сыну Бхагиратхе, правнуку императора Сагары. Но и Делипа не добился успеха , Ганга не спустилась на землю. Уходя из этого мира, он взял обещание с Бхагиратхи продолжить молитвы к небесной Ганге.
 
Царь Бхагиратха был блистающим и несравненным правителем, но его снедала печаль, что у него до сих пор нет наследника и что он так и не выполнил обещания, данного отцу. Он передал бразды правления министрам и удалился в лесную обитель. Там он принял суровые обеты покаяния и надолго застыл в молчании, истязая тело под палящими лучами солнца и принимая пищу лишь раз в месяц. В конце концов его усилия увенчались успехом, Брахма предстал перед ним и сказал: «Проси всё, что хочешь!» Бхагиратха упал на колени и молвил: «Пусть воды священной Ганги спустятся на землю, чтобы души моих прадедов спаслись от погибели и воскресли на небесах! И даруй мне потомство, обеспечь продолжение о процветание нашего рода!»
 
Брахма ответил: «Твой род продлиться и у тебя родится благороднейший из сынов! Но твоё первое желание исполнить трудно. Великая Ганга полноводна и стремительна, когда её воды низвергнуться с небес, земля не выдержит такого напора и весь мир погибнет. Воды реки должны излиться на голову Шивы, это ослабит их мощь, и только после этого Ганга может устремиться в земное русло».
 
С этих пор Бхагиратха посвятил себя служению Шиве. Шива оценил его аскезу и согласился принять Гангу к себе на голову.
 
Так и случилось! Священный поток обрушился на голову Шивы и, струясь по его волосам, разделился на семь рек. Один из потоков устремился по стопам Бхагиратхи к пеплу его предков, по дороге одаривая людей всем, чего они не пожелают.
Очистительные струи избавляли от тяжести содеянных в прошлом грехов. Священный поток унёс пепел сыновей Сагары. Их души вознеслись на небо, обретя спасение и освобождение.
 
С тех пор как царь Бхагиратха призвал небесную Гангу на землю, её главный исток стал называться его именем, Бхагиратхи (от Гомукха до Дэв Прайяга).
 
Священная Ганга протекает через три мира. Её начало – большой правый палец на стопе Вишну. Её оплот – голова Шивы.
ОМ ГАНГЕ НАМАХА!
 
Ганга Гаятри:
 
ОМ БХАГИ-РАТХЬЕЕ-ЧА ВИДМАХЕ
ВИШНУ-ПАТТАЕ-ЧА ДХИМАХИ
ТАННО ГАНГЕ ПРАЧО-ДАЯТ
 
Новости
  2017-04-08 Тренинг Учителей Уровень-2. Ришикеш, Индия. 6–26 ноября 2017 (плюс 26-29 ноября на базе отдыха). Открыта запись.
2017-04-08 «Геометрия позиций стоя» семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 4 июня 2017.
2017-02-08 17-25 июня 2017г. Неделя в горах Кавказа. Семинар по хатха-йоге в Псебае, Краснодарский край.
2017-02-05 Недельный семинар по пранаяме и позициям хатха-йоги в горном Крыму. Зеленогорье, с 21 по 28 мая 2017 года. Преподаватели: Татьяна Морозова и Елена Лепешко.
2016-08-20 Анонс весеннего курса в Ришикеше. "Основы Практики Хатха-Йоги". 15-30.03.2017.
 

Семинары
  2017-06-03 «Создание потока Йоги» семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 2 июля 2017.
2016-12-16 Курс среднего уровня сложности «Йога-терапия с информационным введением в Аюрведу». Ришикеш, Индия. 19 октября - 5 ноября 2017г. Открыта запись.
2016-12-16 Учительский Курс по Хатха-йоге Уровень-I. Ришикеш, Индия. 30 сентября - 18 октября 2017г. Открыта запись.
2016-04-10 Москва, 22 мая–18 сентября 2016. Сертифицированный 20-часовой обучающий курс по правке и выстраиванию продвинутых позиций хатха-йоги для преподавателей и практикующих со стажем. Проводят семинар Татьяна Морозова и Елена Лепешко.
2016-02-13 Недельный семинар по пранаяме и раскрытию тела в позициях хатха-йоги в горном районе Крыма Зеленогорье, с 29 мая по 5 июня 2016 года. Преподаватели: Татьяна Морозова и Елена Лепешко.
 

Принципы школы
  Обладая таким сильным фундаментом, как академическое образование, Джитендра Дас остаётся практикующим мастером, неизменно следуя йогическим принципам и в жизни и в практике и в преподавании.

Мастер обучает своих студентов асанам, мудрам, пранаяме, медитации, очистительным практикам, проводит семинары с углублённым изучением философии йоги. Им подготовлены инструкторы и учителя, ведущие хатха-йогу в разных странах мира.

 
 
подробнее
 

Ответы на вопросы
  Вопрос: В связи с чем может происходить потеря энергии при практике Сурья Намаскар? На что в первую очередь нужно обратить внимание?
Ответ:

Дыхание, дыхание и ещё раз дыхание. Приветствие Солнцу должно насыщать тело энергией и праной. Обратите внимание, как вы дышите во время практики. Если сконцентрироваться  на дыхании тяжело - дышите Удджайи, максимально растягивайте вдох и выдох.

 
 
подробнее
 
© 2006—2017 «Международная федерация йоги Патанджали»
Использование материалов сайта возможно только при указании источника www.yogatoday.ru