русский english

Международная федерация йоги ПАТАНДЖАЛИ
видео-ролик
Пахтание Молочного Океана
 

 

Пахтание Великого Молочного Океана объясняет появление многих предметов и традиций, ныне широко используемых практикующими йогу.

Существует две легенды о пахтании молочного океана.
 
► Две жены всемогущего Кашьяпы – Адити и Дити - родили ему много сыновей.
 
Сыновья Дити были воплощением грубой физической силы, а сыновья Адити блистали сокровищами духа.
 
Как-то раз сыновья Кашьяпы собрались вместе, чтобы найти способ, как им избежать старости. После долгих споров они решили вспахтать Всемирный Океан Молока, со дна которого можно добыть Амриту или нектар бессмертия.
 
Братья принялись за дело без лишних размышлений. Они оторвали от земли и погрузили в океан гору Мандару, которая должна была служить им мутовкой; змея Васуки они использовали как верёвку, обмотав его вокруг горы. Их титанический труд длился долгие годы, до тех пор, пока Васуки, разъярённый нестерпимой болью, причиняемой ударами острых скал о его ядовитые зубы, не начал извергать из своей пасти губительный яд.
 
Грозясь уничтожить весь мир, ядовитое пламя бушевало и свирепствовало на поверхности Океана! Сыновья Дити и Адити смертельно перепугались, они почувствовали, что всепожирающий огонь сожжёт их дотла.
Они обратились за помощью к Вишну. Вишну сказал, что только Шива может спасти их от смертельного яда.
Братья взмолились к Шиве: «Спаси нас! Предотврати грозящие нам бедствия!». Шива смилостивился над ними и немедленно выпил весь яд, халахалу, до последней капли!
 
Улеглись всеобщее смятение и паника и сыновья Кашьяпы продолжали пахтать Океан. Но вскоре на них обрушилось ещё одно несчастье. Гора Мандара начала тонуть. Они вновь взмолились к Вишну.
Вишну обратился в гигантскую черепаху, она подплыла под гору Мандару и поддерживала её своим твёрдым панцирем всё время, пока длилось пахтанье.
 
Между тем из Океана молока появился первый дар - божественная фигура, державшая в руках жезл (данду) и сосуд для воды (камандалу), наполненный травами и растениями. Это было божество Аюрведы, Дханвантари, несущее целительные травы в мир.
 
Затем Океан преподнёс следующий дар – густой сладкий сок, расу, который принял форму шара, а потом раздулся и лопнул, выпустив наружу множество прекрасных дев. Поскольку они родились из расы, то все они стали известны, как апсары («вышедшие из вод»), полубожественные женские существа, небесные девы-чаровницы, услаждающие своей красотой богов и небожителей. Прелестные девы умоляли сыновей Кашьяпы взять их в жёны, но те отказались и, с тех пор, апсары остались свободны и являются символом лёгкой переменчивой любви.
 
Далее из волн поднялась Варуни, дочь морского царя. Она держала в руках чашу с пьянящим зельем, сурой. Сыновья Дити отказались от вина, заявив, что не нуждаются в нём. Напитком завладели сыновья Адити и выпили его залпом. С тех пор они, как принявшие веселящее зелье (суру), зовутся сурами, а их братья, отвергшие его, - асурами («не принявшими Суру»).
 
И, наконец, из Океана возникла амрита – нектар бессмертия. Братья позабыли о своём родстве и затеяли драку за право выпить амриту. Началась жестокая схватка, грозившая истреблением всему роду Кашьяпы. Земля сотрясалась от страшных ударов, ужас и тревога заволокли мир.
Тогда Вишну внезапно появился на поле боя в самом центре сражения в образе девы ослепительной красоты. Сыновья Кашьяпы прекратили схватку и побросали оружие, полностью ослеплённые её красотой. Она околдовала всех, но пока их внимание было отвлеченно, драгоценная амрита исчезла!
 
Почти все сыновья Дити погибли в сражении. Горе матери было безутешным. Кашьяпа успокаивал её, советуя предаться покаянию и тапасу (практике самоотречения, угодной богам). Дити послушалась его, но поставила перед собой цель – попросить у богов сына, да такого могущественного, чтобы он смог поразить самого Индру, царя небожителей.
 
Дити поселилась в суровой местности и полностью посвятила себя аскезе. Божьей милостью плод зародился в её чреве. Но Индра, зная о её желании, всё время находился рядом с ней и ждал подходящего момента , чтобы расстроить начало собственной погибели. В один из дней, сморённая жарким полуденным солнцем, Дити уснула. Её волосы разметались по подстилке, и голова оказалась там, где следует находиться ногам. Такое поведение было грубым нарушением правил аскезы, требующих безупречного контроля над чувствами. Индра понял, что его час настал! Так как поведение Дити не соответствовало строгим предписаниям священных текстов (Шастр), Индра имел право наказать её. Он молнией рассёк на части плод, находящийся в чреве Дити. Но, дабы наказание не было настолько жестоким, Индра оживил плод, рассеченный на семь частей. Он сказал Дити: «Я рассёк плод в твоём чреве на семь частей и сказал этим частям: Маа руда! Не плачьте! Поэтому они  родятся как семь божеств ветров и бурь, и звать их будут Мааруты. Прими от меня в награду этот дар».
 
 
► Святой мудрец Дурваса, являвший собой часть самого Шивы, посетил однажды собрание земных правителей и получил от них цветочную гирлянду. На обратном пути в мир богов мудрец размышлял об относительных достоинствах всех его обитателей и решил отдать гирлянду Индре, решив, что именно он заслуживает этот подарок. Индра принял подарок, но, как только Дурваса удалился, отдал гирлянду для развлечения одному из своих слонов.
Вдруг Дурваса вернулся , чтобы сообщить что-то Индре, и увидел, что слон играет его гирляндой. Разгневанный святой тут же проклял Индру и всех подчинённых ему богов и пожелал им стать такими же беспомощными перед смертью, как люди.
 
Вскоре Бали, царь асуров, объявил войну богам и двинулся на них с огромной армией. Поражение казалось неизбежным. Тогда боги отправились к Шиве и рассказали, какая неудача с ними приключилась. Шива не мог отменить проклятие Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот – к Вишну. Вишну, после погружения в медитацию, сказал, что только амброзия (сливки Молочного Океана) сможет вернуть их прежние свойства.
 
Ни одной обычной мутовкой нельзя было взболтать этот океан, так что для данной цели надо было вырвать гору Мандару. Одним богам было не под силу поднять эту гору и вертеть её в океане, поэтому Вишну попросил Индру заключить перемирие с асурами на их собственных условиях, пообещать им равную долю амброзии и, таким образом, привлечь их силы для пахтания океана. Индра спросил Вишну, не опасно ли делиться с асурами амброзией, ведь она только усилит их мощь, но Вишну просил предоставить это дело ему.
 
Перемирие было заключено, боги и асуры вырвали из земли Мандару и опустили её в Молочный Океан. Затем боги схватили огромного змея Васуки, живущего в одном из адов, и обвязали его вокруг горы вместо верёвки. Вишну предложил богам встать в головах этой «верёвки», но асуры заподозрили подвох и заявили свои права на данную позицию. Таким образом, боги взялись за хвост змея и в результате его обжигающее дыхание ослабляло асуров, тогда как богов освежал прохладный бриз, дувший с океана.
 
В процессе пахтания гора начала проваливаться в жидкое дно океана и её было невозможно вращать. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи (это его воплощение называется Курма-аватара), нырнул в океан и подставил спину под гору.
 
Вскоре на поверхности океана стали появляться четырнадцать драгоценных предметов (чатурдаса-ратнам). Это были:
 
Луна, которая досталась Шиве,
Дерево Париджата и слон Айравата, их потребовал для себя Индра,
Корова Камадхену, её отдали семерым риши,
Варуни, богиня вина,
Апсары, небесные танцовщицы,
Белая лошадь Уччайшравас, которую отдали Бали, но позже Индра выиграл её, победив в сражении после питья амброзии.
Богиня Лакшми, морская раковина, булава и сокровище Каустабха, все это забрал себе Вишну.
Дханвантари, автор Аюрведы, с сосудом амброзии.
 
Увидев сосуд амброзии, боги и асуры бросились к нему. Началась драка, в которой асурам удалось присвоить сосуд и убежать прочь. Но и между самими асурами завязалась перепалка кому пить первым. Тут среди них неожиданно возникла дева божественной красоты. Асуры позабыли про амброзию и встали как вкопанные, любуясь красотой Мохини, в образе которой явился сам Вишну).
Мохини остановила свой взор на сосуде и один из асуров галантно предложил ей разрешить спор. Мохини заметила, что боги и асуры трудились на равных, добывая амброзию и поэтому все должны получить равную долю. Она усадила богов и асуров в два ряда и сначала стала обносить напитком богов. Но как только она напоила последнего из них, то сразу же исчезла вместе с сосудом.
Асуры разразились проклятиями и тут же началась битва, но боги, вернувшие свои силы с помощью амброзии, легко её выиграли и обратили асуров в бегство.
 
Следует добавить, что Шива был столь очарован красотой Мохини, что отправился к Вишну и попросил его снова принять эту форму. Вишну уважил его просьбу, но, обезумевший от страсти Шива, привлёк к себе Мохини и попытался овладеть ею. Вишну поспешил вернуть себе прежний облик, однако Шива так крепко сжимал его в своих объятиях, что они слились в единое существо.
 
 
Новости
  2017-04-08 Тренинг Учителей Уровень-2. Ришикеш, Индия. 6–26 ноября 2017 (плюс 26-29 ноября на базе отдыха). Открыта запись.
2017-04-08 «Геометрия позиций стоя» семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 4 июня 2017.
2017-02-08 17-25 июня 2017г. Неделя в горах Кавказа. Семинар по хатха-йоге в Псебае, Краснодарский край.
2017-02-05 Недельный семинар по пранаяме и позициям хатха-йоги в горном Крыму. Зеленогорье, с 21 по 28 мая 2017 года. Преподаватели: Татьяна Морозова и Елена Лепешко.
2016-08-20 Анонс весеннего курса в Ришикеше. "Основы Практики Хатха-Йоги". 15-30.03.2017.
 

Семинары
  2017-06-03 «Создание потока Йоги» семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 2 июля 2017.
2016-12-16 Курс среднего уровня сложности «Йога-терапия с информационным введением в Аюрведу». Ришикеш, Индия. 19 октября - 5 ноября 2017г. Открыта запись.
2016-12-16 Учительский Курс по Хатха-йоге Уровень-I. Ришикеш, Индия. 30 сентября - 18 октября 2017г. Открыта запись.
2016-04-10 Москва, 22 мая–18 сентября 2016. Сертифицированный 20-часовой обучающий курс по правке и выстраиванию продвинутых позиций хатха-йоги для преподавателей и практикующих со стажем. Проводят семинар Татьяна Морозова и Елена Лепешко.
2016-02-13 Недельный семинар по пранаяме и раскрытию тела в позициях хатха-йоги в горном районе Крыма Зеленогорье, с 29 мая по 5 июня 2016 года. Преподаватели: Татьяна Морозова и Елена Лепешко.
 

Принципы школы
  Обладая таким сильным фундаментом, как академическое образование, Джитендра Дас остаётся практикующим мастером, неизменно следуя йогическим принципам и в жизни и в практике и в преподавании.

Мастер обучает своих студентов асанам, мудрам, пранаяме, медитации, очистительным практикам, проводит семинары с углублённым изучением философии йоги. Им подготовлены инструкторы и учителя, ведущие хатха-йогу в разных странах мира.

 
 
подробнее
 

Ответы на вопросы
  Вопрос: В связи с чем может происходить потеря энергии при практике Сурья Намаскар? На что в первую очередь нужно обратить внимание?
Ответ:

Дыхание, дыхание и ещё раз дыхание. Приветствие Солнцу должно насыщать тело энергией и праной. Обратите внимание, как вы дышите во время практики. Если сконцентрироваться  на дыхании тяжело - дышите Удджайи, максимально растягивайте вдох и выдох.

 
 
подробнее
 
© 2006—2017 «Международная федерация йоги Патанджали»
Использование материалов сайта возможно только при указании источника www.yogatoday.ru