|
Журнал Йога №14 2006 Джитендра Дас: Докторская степень по йоге За последнее столетие "йога" в западном понимании проделала эволюцию от "суеверия" до "науки", вследствие чего распространилась тенденция к созданию университетов, обладающих правом присваивать научные степени в области йоги, и, соответственно, оформилось стремление студентов добиваться степеней в науке йоги, нередко значительно оторванное от практической реализации в качестве йога. Почти век назад "Логическое образование" стали давать институты в Бомбее и Лонавле, а к настоящему времени университеты йоги во всем мире исчисляются, наверное, уже десятками. Как известно, наибольшей популярностью пользуется диплом Бихарского университета йоги, всеобщего признания добились институты в Дели и Бангалоре. Но завеса неизвестности с Гурукул Кангри в Харидваре стала спадать совсем недавно, поскольку лишь в последние годы туда стали принимать иностранцев. Встретив в Ришикеше молодого индийского учителя йоги Джитендру Даса, защитившего в Гурукул Кангри докторскую диссертацию по йоге и аюрведе, я была заинтересована качеством трансформации личности.  Во времена засилья англичан в образовании преобладала система Лорда Макалая, которая страдала множеством недостатков. Стремясь возродить древнеиндийскую традицию "личного" обучения, бывший лидер общества Арья Самадж и борец за независимость ИНДИИ Свами Шрадхананда основал в 1902 году первый гурукул, следуя наставлениям своего учителя Свами Даянанды. Школа заняла прекрасное здание на берегу священной Ганги вблизи Харидвара и скоро привлекла внимание англичан. Постепенно выработался баланс программ по современным светским наукам и санскритской литературе и философии. В школе трижды гостил Махатма Ганди, а в 1962 году правительство решило присвоить ей статус университета. Философия, санскрит и аюрведа с самого основания составляли ядро образования, а йога как отдельный предмет начала вводиться с 1984 года, когда появился 4-месячный курс по йоге с выдачей сертификата и постепенно были разработаны и более долгосрочные программы. В начале 90-х годов йога уже превратилась в университете в самостоятельную дисциплину: студенты могут специализироваться в йоге с момента поступления и защищать диссертации вплоть до докторской степени. Однако для большинства иностранцев более доступны кратковременные курсы по йоге продолжительностью от 10 дней до 3-х месяцев. Традиция ученичества "в потоке странствий" оказалась достаточно устойчива, несмотря на появление социализированных учителей йоги, хотя в конечном счете между ними возникла своего рода взаимодополнительность. Мне известно немало индийских инструкторов, которые в различные периоды проходили традиционное обучение и получали официальное образование, и Джитендра Дас - яркий пример. В совсем отроческом возрасте 14-ти лет он покинул родной дом в Харидваре и начал изучать йогу с различными садху, за шесть лет исходив всю Индию. На вопрос, почему он не оставался с одним учителем, Джитендра пояснил: настоящие садху заняты в основном самими собой, их мало интересуют ученики. Хотя они готовы делиться знаниями, но согласны уделять внимание обучению лишь некий период. Спустя несколько месяцев, когда достигнут определенный результат, учитель говорит: "Ступай в такое-то место, где найдешь такого-то садху. - он и продолжит тебя учить!" Когда Джитендре Дасу исполнилось 20 лет, очередной садху посоветовал ему завершить образование. Джитендра вернулся в родной Харидвар, поступил в Гурукул Кангри и за десять лет прошел все научные ступени (бакалавр, мастер, доктор), неизменно становясь золотым медалистом. Диссертация "Йога и аюрведа" была написана им на хинди в трех томах, а "преподавательскую практику" он проходил в Австралии. После полугода преподавания в знаменитом шивананда-ашраме в Тривандруме, он направился в Ришикеш, где весть о его появлении мгновенно распространилась среди западных практикующих. Конечно, Джитендра Дас не дублирует программы родного университета, так как он научился работать с санскритскими первоисточниками, извлекать из кратких указаний древних мастеров бесценную информацию и применять ее на практике. Испробовав на собственном опыте все широко известные современные стили йоги, он нашел их совершенно поверхностными и неудовлетворительными по сравнению с теми данными о йоге, которые он получил за время глубокой исследовательской работы с текстами и в период раннего обучения у настоящих саддху. На данный момент он ведет классы по асанам для начинающих и продвинутых практиков, а также дает индивидуальные уроки по пранаяме, мудре, медитации в соответствии с собственными программами. Д-р Дас специально посвящает спокойное вечернее время глубокой проработке отдельных групп асан, следуя недельной программе, так что каждый день отводится для асан определенного типа: перевернутые позы, скрутки, балансы, раскрытие тазобедренных суставов, прогибы назад, наклоны вперед. Всякий раз, в зависимости от уровня учеников, он начинает с наиболее простых асан, а затем продвигается к все более усложненным формам и вариациям, и могу засвидетельствовать, что в действительности "стилистических аналогов" не имеется. Мария Николаева, Журнал "Йога" июнь 2006 |
|