русский english

Международная федерация йоги ПАТАНДЖАЛИ
видео-ролик
Бадринатх
 

Бадринатх -  священный индуистский город, расположенный на высоте 3125м на холмах Гархвал вдоль берегов реки Алакнанды. Город лежит между двумя горными отрогами - Нар и Нараяна в тени горы Нилакантха (6597 м). 

Название города происходит от двух слов:
Бадри - съедобная местная ягода, по вкусу напоминающая кислую клюкву, а также название на санскрите дерева ююба (смоковница),
Натх - значит «Владыка».
 
Это место священно для преданных бога Вишну, особенно в его двуедином воплощении Нара-Нараяна. 
 
В Сканда Пуране говориться: «В раю, на земле и в аду есть несколько священных мест, но ни одно из них не сможет сравниться с Бадринатхом ни сейчас, ни в будущем».

  
Несколькими километрами выше Бадринатха лежит «последняя индийская деревня», Ману. Дальше неё жилых селений нет - деревня находится в непосредственной близости к границе с Китаем.
 
Чуть выше Ману – исток реки Сарасвати. Об этой божественной реке сложено немало легенд. На её берегах медитировали самые знаменитые риши и сочиняли древние поэмы мудрецы и йогины.
 
Река вырывается бурным потоком (122 метровый водопад Васудхара) из горной расщелины и совершает свой путь в видимом русле всего лишь несколько километров, после чего сливается с Алакнандой и уже продолжает существовать вместе с ней, объединяясь с Мандакини в Рудра праяге, с Бхагиратхи в Дев праяге, после чего становится единым целым с Гангой. Именно поэтому Ганга считается опасной и непредсказуемой рекой, во многих местах воды Ганги и Сарасвати движутся в разных направлениях, создавая водовороты невообразимой силы. 
 
По преданию, именно на берегах Сарасвати были написаны Веды: Однажды, Махариши Вьяса совершал многодневную аскезу, очищая мысли и душу. В какой-то момент он почувствовал вибрацию воздуха и понял, что это не просто ветерок, а божественная сила. Вьяса принял духовный поток и записал каждую вибрацию. Так появились Веды - четырехкнижие с наставлениями по совершению молитв и обрядов.
 
Другая легенда гласит, что в одной из местных пещер (Вьяса гупха) Вьяса начитывал древний эпос Махабхарата самому божественному Ганеше, который, стараясь не пропустить ни слова, записывал его на каменных страницах. С той поры вход в пещеру преграждает огромный валун, своей слоёной структурой напоминающий окаменевшую книгу.  
 
Через Сарасвати перекинут природный горный мост, Бхим Пули, который, ещё в древние времена, соорудил герой Махабхараты Бхимасена. По легенде, после победы в битве на Курукшетре и последующего царствования, братья Пандавы, их жена Драупади и мать Кунти держали путь в небесную обитель. На их пути возник стремительный горный поток, силач Бхима отломил кусок скалы и перекинул его над ущельем, чтобы путники смогли перейти реку.
 
 
Храм  Бадринатха находится на берегу реки Алакнанда, между двумя горами Нара-Парват (гора человека) и Нараяна-Парват (гора Бога).
 
Название храма "Бадринатх" связано с древним преданием, согласно которому  Вишну совершал в этом месте аскезу. Для того, чтобы спасти мужа от палящих лучей солнца, его супруга Лакшми приняла форму дерева Вишала-Бадари (Великой смоковницы), укрыв бога под тенью ветвей. Удовлетворённый преданностью супруги, Вишну сказал, что отныне это место будет носить её имя.
 
Другая легенда гласит, что однажды Вишну позволил своей супруге Лакшми массировать его ноги; кто-то из святых упрекнул бога, что он чрезмерно увлекается плотскими радостями. Вишну в раскаяньи ушел в Бадринатх, сел в лотос и погрузился в глубокую медитацию. В итоге Лакшми упросила-таки его оставить этот неприличествующий богам чрезмерный аскетизм; Вишну согласился, но при условии, что Бадринатх навсегда останется долиной, закрепленной за медитирующими аскетами.
 
 
Храм Бадринатх или Шри Бадри или Вишал Бадри, посвящённый Вишну, существовал уже в 6 веке до н.э. и был заново отстроен и восстановлен в 7 веке н.э. Ади Шанкарачарьей - святым и философом, основателем школы адвайта-веданта.  
 
В храме установлено 15 божеств (мурти) из чёрного камня, среди которых богиня Лакшми, Гаруда, Шива, Парвати и Ганеша.
 
На главном алтаре - восседающий в медитативной позе Вишну, главное и самое древнее божество храма, появившееся здесь, как полагают, в ведический период.  Его тело изображает йогическую позу лотоса, Падмасану, руки сложены на груди в молитве.
 
Мурти Шри Бадри-нараяны самопроявлено из полуметрового чёрного камня (Шалаграма-шила). Это божество также называют Бадри Вишал или Бадаринараяна.
 
Паломники приветствуют божество криками: «Боло Бадри Нараяна ки джей!» 
 
Говорится, что установил это божество Шанкарачарья, самолично отыскав его на дне горячего источника Нарада Кунд, расположенного рядом с храмом. Хотя, согласно другой легенде, Шанкарачарья нашёл каменное изваяние Бадри-нараяны в реке Алакнанде и сначала хранил его в пещере возле горячих источников и уже позже перенес мурти в храм.
 
Справа от божества находятся Уддхава, Нара и Нараяна. Нарада Муни преклонил колено перед божеством, также встав с правой стороны. С левой стороны стоит Кубера, небесный казначей, и серебряное изваяние Ганеши. Чуть слева - Гаруда, также преклонив колено. 

Навес над Вишну покрыт слоем чистого золота. Храм изобилует многочисленными древними каменными фресками. 
 
Еще в храме - за алтарем Вишну - находится древний шивалингам, оставшийся здесь с тех времен, когда, ещё до появления Вишну, тут медитировал Шива. 
 
 
Храм открыт для паломников только шесть месяцев в году, с мая по октябрь. Это связано с погодными условиями в Гималаях, так как остальную часть года Бадринатх изолирован от внешнего мира снегопадами.
 
На остальное время храмовые священники переносят божества в Джошиматх, что 44 километра южнее Бадринатха. Непосредственно перед закрытием храма, в ноябре, проводится последняя пуджа и, после неё, в храме оставляется горящим масляный фитиль. Когда через шесть месяцев открывают ворота храма, фитиль горит, как и прежде. Говориться, что в зимние месяцы сюда приходят Нарада Муни вместе с другими полубогами, чтобы продолжить поклонение Вишну.

 
У входа в храм находятся священные горячие источники (кунда):
Прежде, чем войти в храм и получить даршан Шри Бадринатха, традиция предписывает принять омовение в Тапта Кунде, резервуаре с горячей водой, установленном у храмовой лестницы, неподалеку от реки. Температура воды в нем около 50 градусов.
 
Рядом расположен Нарада Кунд. Именно в нём Шри Ади Шанкарачарья нашел мурти Шри Бадра Вишал. 
В Нарада Кунд вода горячее, около 60 градусов, поэтому паломники постепенно подготавливают тело к омовению в ней: сначала ноги, потом руки, затем умывают лицо. Только после этого погружают всё тело. Есть и те, кто набирает воду в ведро, чтобы разбавить её холодной водой и вылить содержимое на себя. Жестких правил по омовению не существует, главное соприкоснуться с водой. Иногда ограничиваются только ногами и лицом.
Даже в зимние месяцы Тапта Кунд и Нарада Кунд клубятся горячим паром. По преданию Нарада Кунд - место пребывания бога огня Агни.
 
  
Неподалеку от Тапта Кунда на берегу Алакнанды лежат пять камней (Панч Шила) - Нарада, Нарасимха, Вараха, Гаруда и Маркандея.
 
Брахма Капалам – обрядовое место, расположенное на берегу Алакананды приблизительно в километре от храма.  Здесь совершают шрадху - обряд поминовения (предложение пищи усопшим предкам) и, при соблюдении определённых условий, обряд очищения кармы рода до седьмого колена.
Традиция предписывает совершать здесь подношения предкам пинды (шраддха). 
Брахма Капалам обозначает «Череп Брахмы», который символизирует огромный чёрный камень-валун, лежащий на берегу реки. 
 
 
Нужно проделать пеший путь длиной в 15 км, чтобы добраться от Бадринатха до истока реки Алакнанды - Алка Пури. Здесь Алакнанда берёт своё начало из ледников Бхагиратх-Кхарак и Сатопантха. 
 
Вдоль этой горной тропы расположены несколько индуистских святынь:
 
Шешанетра -валун, известный как глаз Шеши-нага, с отпечатком, по преданию оставленным божественным змеем-нагом Шешей.
 
Чаранпадука -живописный луг, на котором находится валун с отпечатками стоп Вишну.
 
Сатопантх - высокогорное озеро, раскинувшееся на высоте 4 402 м в 25 км от Бадринатха. Озеро по форме напоминает треугольник и ассоциируется с индуистской божественной тримурти - Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель).
Алакнанда
Купальня Нарада Кунд
Купальня Тапта Кунд
Бадринатх
Устье Алакнанды
Мост Бхимасены
Храм Шри Бадри
Храм Шри Бадри
Шри Бадринатх
Ступени в храм Шри Бадри
Исток Сарасвати
Исток Сарасвати
Пик Нилаканта
Пещера Вьясы
Камень Бхимасены
Долина Алакнанды
Брахмин
Брахма Капалам
Бадринатх
Бадринатх
Бадринатх
 
Новости
  2018-07-01 "Всё, что вы хотели знать о поперечном шпагате" Семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 1 июля 2018
2018-05-20 "Геометрическая многомерность позиций хатха-йоги" семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 20 мая 2018.
2017-12-07 РАСПИСАНИЕ СЕМИНАРОВ В РИШИКЕШЕ НА 2018 ГОД
2017-09-20 Анонс! Курс "Основы практики хатха-йоги" в Ришикеше, Индия с 15 по 30 марта 2018 года. Преподаватели: Джитендра Дас и Татьяна Морозова. Открыта запись.
2017-08-04 «Работа со стеной» семинар Татьяны Морозовой и Елены Лепешко. Москва, 9 сентября 2017.
 

Семинары
  2018-11-06 6–26 ноября 2018года (плюс 26-30 ноября на базе отдыха). Тренинг Учителей Уровень-2. Ришикеш, Индия.
2018-10-19 19 октября - 5 ноября 2018года. Курс среднего уровня сложности "Йога, Йога-терапия и Аюрведа". Ришикеш, Индия.
2018-09-30 30 сентября - 18 октября 2018года. Учительский Курс по Хатха-йоге Уровень-I. Ришикеш, Индия.
2018-09-16 Связь раскрытия передней поверхности бедра с правильностью выполнения и глубиной прогиба. Москва, 16 сентября. Семинар Татьяны Морозовой
2018-08-19 19-26 августа 2018года. Неделя в горах Кавказа. Семинар по хатха-йоге в Псебае, Краснодарский край.
 

Принципы школы
  Обладая таким сильным фундаментом, как академическое образование, Джитендра Дас остаётся практикующим мастером, неизменно следуя йогическим принципам и в жизни и в практике и в преподавании.

Мастер обучает своих студентов асанам, мудрам, пранаяме, медитации, очистительным практикам, проводит семинары с углублённым изучением философии йоги. Им подготовлены инструкторы и учителя, ведущие хатха-йогу в разных странах мира.

 
 
подробнее
 

Ответы на вопросы
  Вопрос: В связи с чем может происходить потеря энергии при практике Сурья Намаскар? На что в первую очередь нужно обратить внимание?
Ответ:

Дыхание, дыхание и ещё раз дыхание. Приветствие Солнцу должно насыщать тело энергией и праной. Обратите внимание, как вы дышите во время практики. Если сконцентрироваться  на дыхании тяжело - дышите Удджайи, максимально растягивайте вдох и выдох.

 
 
подробнее
 
© 2006—2018 «Международная федерация йоги Патанджали»
Использование материалов сайта возможно только при указании источника www.yogatoday.ru