|
Гуны - три основных качества природы, влияющие на всё сущее, а также психическая конституция тела. В индийской философии психическая конституция подразделяется на три основных типа – саттвичный, раджастичный и тамасичный. Эти типы различаются по своим психическим и моральным характеристикам, по реакциям на различные психические и физические условия. ♦ Саттва проявляется в таких понятиях, как истина, реальность, сознание, чистота, ясность восприятия. Люди, у которых преобладают саттвичные качества, обычно любящие, сострадательные, они следуют истине и справедливости, у них чистые помыслы, хорошие манеры, ровное поведение, их трудно расстроить или рассердить. Им нужно мало времени на сон, умственная работа их не утомляет. Они выглядят свежими, бодрыми и осознанными. Их взгляд лёгок и светел. Их можно узнать по мудрости, счастью и радости. Это скромные и, одновременно, творческие люди, почитающие своих учителей. Они любят всё сущее, заботятся о людях, животных, природе и почитают жизнь во всех её формах. ♦ Раджас – принцип энергичности, активности, эмоциональности, буйства. Люди с раджастичными качествами чётко преследуют свои интересы, все их дела и поступки продиктованы эгоизмом и себялюбием. Они добры, дружелюбны и преданны только по отношению к тем, кто им полезен. Поскольку движение и активность обусловлены раджасом, люди с раджастичными качествами ведут жизнь, полную чувственных впечатлений, наслаждения и боли, усилий и беспокойства. Они эгоистичны, честолюбивы, любят соревноваться и управлять другими. Любят власть, престиж и высокое положение. В эмоциональном плане они склонны к гневу и ревности, подвержены стрессу и боятся неудач. Им требуется много времени на сон для восстановления сил и растраченной энергии. ♦ Тамас – темнота, инерция, тяжесть, лень, тенденция к материализму. Люди, у которых преобладает тамас, склонны к депрессии, лености и чрезмерному сну, даже в дневное время. Они менее сообразительны и их легко утомляет даже несложная умственная работа. Они не любят ответственности, склонны к алчности, собственничеству, привязанности, раздражительности и безответственности по отношению к другим. Ради собственных интересов они готовы причинять другим вред. Эти три гуны постоянно присутствуют в сознании любого человека. Психическая же конституция определяется преобладающими гунами. И саттва, и раджас, и тамас в равной степени необходимы для поддержания психобиологических функций не только человека, но и Вселенной. Благодаря саттве мы сохраняем сознание и заново пробуждаемся каждое утро. Благодаря раджасу наши мысли, чувства и эмоции приходят в движение и получают способность творить. Из-за тамаса мы чувствуем усталость, без него не возможен сон. Можно сказать, что саттва даёт ясность, раджас – восприятие, а тамас позволяет оседать и накапливаться жизненному опыту. |
|